Про Одессу уже все написали. Напишу и я. Потому что там состоялось событие с элементом уникальности. И поскольку ему активно навешивают ярлыки с трёх сторон — крайне промосковское крыло внутри Украины, перебежчики из УПЦ в РФ и наши, местные, сторонники как можно скорейшей капитуляции перед ПЦУ, — значит, раздражитель достиг своей цели. Хотя раздражать как раз никто никого и не пытался. А для чего собирались, я постараюсь рассказать.
Чем же не понравилась встреча людям, которые о ней судят по фотографиям или перепевкам заинтересованных лиц? Одни говорят, что на неё собрались «главные русофобы» УПЦ. Вторые — что с таким будущим УПЦ обречена. Третьи — что УПЦ обречена тоже. И то, что сторонники Москвы и сторонники ПЦУ по данному вопросу достигли такого стремительного и единодушного согласия, лично меня склоняет к выводу, что всё-таки мы на правильном пути.
Но кто такие мы и куда, собственно, идём?
Кто — мы?
Я ехала на встречу в Одессу в лёгком недоумении: что можно обсуждать с горсткой настолько разрозненных лиц?
Не секрет, что в силу разных причин и многочисленных факторов взаимодействие структурных подразделений внутри УПЦ свелось практически к нулю. Синодальные отделы, комиссии, СМИ, комитеты существуют каждый в своём вакууме, ни с кем особо не взаимодействуя, а поскольку из-за ковида несколько лет не собиралось расширенное заседание Священного Синода УПЦ с зачитыванием отчётов Синодальных отделов, то и узнать, кто чем занимается и над чем в данный момент работает, вообще не представляется возможным.
И тут Одесская епархия объявляет собрание для представителей церковных СМИ.
Официально встреча, проходившая с 14 по 16 сентября в Одессе, называлась «Обсуждение особенностей православной миссии УПЦ в современном информационном пространстве».
Собралось порядка 26 человек — представители из Киева, Львова, Ровно, Сум, Хмельницкого, Мукачева и самой Одессы. В президиуме заседали четыре архиерея — викарий Одесского митрополита архиепископ Диодор, глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент, глава Синодального молодёжного отдела архиепископ Иона и викарий Полтавской епархии, вице-ректор Полтавской миссионерской духовной семинарии архиепископ Вениамин.
Из центральных СМИ были представители СПЖ, официального сайта УПЦ, нашего независимого журналистского проекта «Діалог.ТУТ», телеканала «Перший козацький».
Также присутствовали резонансные православные блогеры и ведущие популярных Instagram-каналов, один из основателей молодёжной паломнической службы «Mish-Mish travel», участники общественной организации «Миряне» и юрист Виктория Кохановская. Если кого забыла, то заранее прошу прощения, потому что бейджи в виду особенностей встречи не были предусмотрены, а познакомиться как следует — по причине горячих дебатов и жарких дискуссий — мы со многими так и не успели.
Особенности встречи
Главной неожиданностью лично для меня стал состав участников. Большинство из нас ехали, не зная, кто ещё прибудет. И когда состоялась внезапная встреча в холле отеля, не раз повисала неловкая и многозначительная пауза.
Мы же до того успели перессориться на горячих фронтах фейсбука! Известное дело — гораздо легче ставить оппонента на место, не видя его перед собой или не зная его лично. Чем многие из нас и занимались. Да, мы чада одной Церкви, члены одного Тела Христова, но каждому на своём месте лучше видно, куда и как вести церковный корабль, а значит, надо выводить оппонентов на чистую воду — тем более что через экран монитора это намного проще делать.
А тут — будьте добры, разместитесь за одним столом.
Признаться, когда я увидела расписание мероприятия, то удивилась, почему заседания длятся по 2 часа. А потом поняла — за большее время мы бы точно довели дело до словесной драки. А так всё ограничивалось жаркими спорами и эмоциональными выплесками (зато хотя бы без переходов на личности).
Личности, к слову сказать, собрались действительно колоритные. Забегая наперёд, скажу, что если в первые минуты мероприятия мы старались рассаживаться так, чтобы не встречаться с оппонентом глазами, то дальше по ходу волшебная сила личной встречи творила чудеса, и многие конфликты закончились примирительными объятиями и даже совместными фото, размещёнными в последствии в соцсетях.
Простите, что не упоминаю имена и саны, кто и после чего помирился. Потому что это вообще не суть важно. Главное — в этой мощной силе искреннего диалога. Того, ради которого мы в «Діалог.ТУТ» каждый день трудимся и ради чего его вообще задумали. Потому что демонизация, дегуманизация, обесценивание человека, с мнением которого ты не согласен, как бы даёт повод не искать с ним точек соприкосновения и дальше оставаться в своей скорлупе. На уровне семей, друзей, коллег, Церкви, страны, народа — ценность диалога нельзя переоценить. Откровенный, глубокий, честный разговор очень нужен.
И я сейчас постараюсь передать, как трудно было его вести.
Что трудного-то?
Но сперва нужно упомянуть о тех, кто, собственно, усадил нас за стол переговоров.
Мы давно знакомы и дружим с представителями Одесской епархии. Знаем, что там мощнейше представлены молодёжный, миссионерский, социальный отделы. На высочайшем уровне трудится информационный отдел. Одесса творит невозможное и на том, можно сказать, специализируется. Подробнее остановлюсь на этом чуть позже, а пока подчеркну, что на встречу 14-16 сентября главы местных епархиальных отделов прибыли в полном составе.
Ну потому что они там так живут. В единстве и соработничестве. В заботе друг о друге и общении. Знают, у кого какие трудности и в каком благочинии сколько приходов. Где провели бал для молодёжи и сколько печенек понадобилось передать туда для угощения местных ребят.
Одессу все постоянно критикуют. Мол, им там легко работается, потому что народ благоговейный и церковный. Но нет. Где вы видели «традиционно» благочестивых жителей курортного города-миллионника, где в советское время храмы так же активно взрывали, а успенские и преображенские улицы переименовывали в честь советских дипломатов и советской армии? Нигде в Украине не легко вести проповедь. Но если очень хочется (как, например, одесситам), то через десятилетия, быть может, Господь даст увидеть результат.
Ну а представители церковных СМИ пока что в самом начале пути. И начался этот путь с взаимных возражений.
Оргкомитет встречи в Одессе поставил нам задачу: продумать, как наладить взаимодействие. И весь первый вечер каждый из гостей излагал по пунктам, почему взаимодействие не представляется возможным. Нам так хотелось держаться за то, что разделяет, что модераторы осипли, призывая к взаимному уважению. Разошлись по домам исключительно потому, что надвигался комендантский час, — с мрачными предчувствиями относительно дальнейшего общения.
Но не только спорщики за ночь набирались сил. Организаторы ещё больше сгруппировались и на следующее утро взяли участников в плотное информационное кольцо. ДАВАЙТЕ ДУМАТЬ, С ЧЕГО НАЧАТЬ СОВМЕСТНО РАБОТАТЬ — этот призыв рефреном звучал на протяжении всех рабочих часов мероприятия. Но представители СМИ не зря поднаторели в увиливании от конструктивного сотрудничества. Признаюсь, после первого кофе-брейка лично мне ситуация казалась со всех сторон безнадёжной.
Мы словно смотрелись в зеркало. Нам предлагали искать основания для взаимопонимания, но мы брали слово и раз за разом доказывали, что пропасть между нами преодолеть нереально. Даже голосовали по этому поводу…
Я на полном серьёзе стояла на том, что имею право на свою точку зрения. Пока в воздухе не повис резонный вопрос — а кроме индивидуальных точек зрения нет больше в жизни никаких ценностей? Любовь к Церкви. Радость жизни во Христе. Мир и принятие, уважение свободы каждого, как уважает эту свободу Господь. Служение Украине и общий труд ради её победы в захватнической войне. Это всё теперь надо вынести за скобки — только потому, что каждому комфортно в своём, с таким трудом сотканном, коконе?
И мы сделали это. Услышали друг друга. Проговорили, по возможности, что беспокоит, а потом это беспокойство просто отпустили. Потому что наши личные предпочтения можно и дальше нести перед собой как флаг, но это горделивое шествие только кажется твоей уникальной миссией, а на самом деле выглядит смешно и для тебя самого утомительно.
Секрет диалога прост — перестать подсчитывать свои личные бонусы и траты и выбросить воображаемую самозацикленную счётную машинку прочь с крутого морского берега.
Итог встречи
По итогу мы наметили ряд совместных мероприятий, в которые каждому под силу вложить свою лепту и попробовать достигнуть результата. Каким этот результат будет, целиком и полностью зависит от того, какие все приложат усилия.
Но лично для меня главным итогом стало — 26 побеждённых эгоизмов.
Много осталось непроговоренного, но теперь это ответственность нас самих — найти возможность разрулить тлеющий конфликт, где он есть. Организаторы так и признались по окончании встречи: их задачей было не тянуть всё самим до победного, а делегировать ответственность участникам, чтобы это был выбор каждого — получить пользу от встречи и переменить свой ум либо же запереться изнутри в обидках и уехать с раздражением.
Ещё одним важным итогом стало примирение сторон. Мы увидели, что все мы люди. С горящими глазами. С глубоким мышлением. Со своей личной историей. Если что-то получается не то и не так, это можно обсуждать. Хотя когда ты находишься рядом с человеком, поступки которого не совсем одобряешь, то понимаешь, что всё равно можешь разрешить ему оставаться собой — без необходимости полностью соответствовать твоим ожиданиям.
Украинцы всегда так жили. Принимая друг друга со всем возможным разнообразием. Да, были и остаются горячие головы, уверенные, что можно и нужно рубить и отсекать. И война у всех обострила восприятие. Но всё же это только врагу выгодно — если мы начнём учить друг друга Родину любить и таким образом разделяться. «Мы за свободу воюем», — говорят наши защитники. И за свободу оставаться собой и другим это разрешать — в том числе.
Два слова за Одессу
Постараюсь очень кратко.
Они строят хоспис. Пятиэтажный. На берегу лимана. Чтобы человек оканчивал дни своей жизни в красоте, мире, получая высококвалифицированную медицинскую и духовную помощь.
Они кормят всех нуждающихся. Вкусно. Мы пробовали. Потому что если делаешь что-то изо дня в день, есть риск свести доброе дело к формальности. Но нет. Еда отличная и дарит людям, попавшим в тяжёлую ситуацию, чувство насыщения и возможность хоть немного не бояться завтрашнего дня.
Они привозят горячие завтраки и ужины на все блокпосты областного центра. Все шесть месяцев этой войны. Ну потому что нашим защитникам надо знать, что те, кого они обороняют, тоже не спят и встают с рассветом, чтобы по-своему выразить свою благодарность и любовь.
Одесские храмы огромны и ухожены. Монастыри украшены и многолюдны. Все принимают беженцев, или шьют форму для ЗСУ, или ещё что-нибудь такое делают. Приходы по очереди готовят и привозят еду на ж/д вокзал для людей, прибывающих в эвакуацию из горячих точек нашей бедной Украины.
Мы посетили одесскую семинарию и Успенский монастырь, Преображенский собор и Покровский скит в Мариновке, епархиальный социальный отдел, раздачу благотворительных обедов при Свято-Алексеевском храме и общегородской акафист Покрову Божией Матери в Успенском кафедральном соборе. И больше всего поразил не масштаб построенного, возрождённого, сделанного, организованного, а то, что делается это всё в единстве и взаимоуважении.
Без зависти, злости, злорадства, злопыхательства, оказывается, тоже можно жить. Где здесь кнопки ctrl-C и ctrl-V — чтобы перенести опыт одесситов на всю Церковь и всю Украину?
Духовный секрет Одессы
Раскрою его сразу: это любовь к Богородице.
«Зачем в такой глуши строить такой огромный монастырь?» — не выдержала я, созерцая цветущую всеми цветами на свете Мариновку. «Владыка Агафангел очень любит Божию Матерь, и эта обитель — его рукотворный для Неё киот», — таким был ответ.
Тут не просто любят Божию Матерь. Ей с такой любовью здесь молятся!
Наше мероприятие оканчивалось в пятницу участием в общегородском акафисте Покрову Богородицы. Как описать состояние человека, который уже третий день в разъездах в командировке, а в последний день перед дальней дорогой должен встать в 5.30, чтобы успеть на 7 утра на акафист? Лично я думала, что это уже какой-то явный перегиб в благочестии…
Теперь могу сказать, что если вы не были в Одессе на пятничном акафисте у Касперовской иконы Божией Матери, то вы понятия не имеете о том, на что способны одесситы. «Радуйся, Радосте наша» они поют так, что Небеса эту молитву точно слышат и ангелы этим словам 100 процентов подпевают. Всё духовенство города. Во главе с митрополитом Агафангелом. При полном (7 утра пятницы!) соборе народа. ПОЮТ все вместе прекрасный акафист.
Его составил святитель Иннокентий Одесский и там вы встретите всех знакомых по современной жизни персонажей. И «владык жестоких и зверонравных», и «сущих в плену и изгнании», и «земледельцев благословенных». А Богородицу молят оградить «от домашния брани и вражды единокровных», просят принять на Свои руки «оставленных врачами», подать новый и лучший смысл и умилить жестокость нераскаянного сердца.
Акафист походил на лестницу Иакова — мы будто взошли на небо и спустились на землю. И когда вышли из храма, ни единой молекулы разделения больше не витало между нами.
Разъезжались участники, с трудом отрывая себя друг от друга. Отец Александр Клименко по приглашению одесситов поехал ещё в этот день с концертом к раненым защитникам Украины в местный госпиталь. Ну потому что любящее сердце так или иначе стремится обнять окружающих. Раздавая, ты любовь умножаешь — такой у неё закон.
«Когда владыка Агафангел в первые дни полномасштабной войны объехал с Касперовской иконой Божией Матери вокруг всего города, вы знаете, у нас страх пропал», — сказала мне на прощание одна прихожанка Успенского кафедрального собора.
Вся Украина сейчас старается любить и не бояться. И молится, несломленная вероломным и нечестным врагом.
P.S. А по поводу критиков нашего собрания. Если их сам факт встречи 26 человек так взволновал, боюсь представить, что будет, когда они узнают, что у нас ещё и план каких-то действий теперь есть…