#ДіалогТУТ

Как взаимодействовать с властью, которая хочет уничтожить Церковь

Всё это в истории далеко не первый раз — то, что происходит с Украинской Православной Церковью. Другой вопрос, как на это реагировать.

К верующим сейчас множество претензий: от требований «воздействовать на священноначалие» с целью вынудить его совершить несколько ключевых шагов, на которые есть большой общественный запрос, до обвинений всех прихожан в пособничестве врагу и многолетней работе против украинской государственности.

Всё это вносит разлад в церковное сообщество и многих дезориентирует. И вместе с тем — что может каждый из нас делать прямо сейчас на своём месте? Для чего нам это всё?

Обсуждаем с известным киевским священником. (Ввиду сложившейся среди некоторых комментаторов нецивилизованной практики переходить на личности не считаем возможным раскрывать имя нашего собеседника.)

Что будет, если мы осозна́ем то, что должны осознать

— Многие сейчас в комментариях спорят: то, что происходит с Церковью — это уже гонения или ещё нет? Одни говорят: «Нас гонят, потому что мы истинная Церковь». Другие отвечают: «Вы плохие христиане, это вам по грехам». А вы как считаете, всё это можно назвать гонениями?

— Скажу так: отношение к нам, безусловно, имеет нерелигиозный и нехристианский характер. И в каком-то смысле это определённый общественный заказ, который ничем не отличается от того, какие требования предъявлялись к Церкви идеологически в 20-30-е годы прошлого столетия.

Другое дело — заслужили мы это или нет. Но это уже область Божьего суда — судит Он нас или не судит.

— Существует мнение, что стóит нашей Церкви выполнить некоторый набор конкретных условий (перечислены в том числе в официальных письмах Госслужбы по этнополитике и свободе совести), как отношение изменится. Отдельный вопрос, насколько такие требования выполнимы, но, с другой стороны, хотелось бы, чтобы нашу Церковь государство просто не трогало.

На ваш взгляд, может ли ситуация в церковно-государственных отношениях выровняться, или нам готовиться к какому-то жёсткому сценарию?

— Трудно сказать, насколько власти хотели бы урегулировать взаимоотношения с Церковью, насколько они действительно к этому стремятся. Пока что мы наблюдаем, как то, что должно называться судом, просто превращается в исполнение заказов «сверху» людьми, нежелающими понимать, что такое сущность Церкви. Поэтому есть основания предполагать, что используемые против нас поводы направлены только на то, чтобы нас не существовало.

В начале ХХ века церковные власти уже подвергались давлению. Не такого характера и масштаба, конечно, — потому что сейчас всё происходит, на первый взгляд, цивилизованнее. Но тогда один из иерархов, от которого зависело положение Церкви и который стремился урегулировать отношения Церкви и государства, в конце концов сказал по поводу позиции властей: «Они все лгут!»

— Вы упомянули про область Божиего суда. Считаете ли вы, что нынешними обстоятельствами именно Бог судит нас — тех, кто считает себя Его Церковью?

— Я именно это и сказал. Что если происходящие события это суд, то только со стороны Бога. Но никак не «борьба за чистоту христианства в Православной Церкви», которой прикрываются в своих действиях некоторые лица.

— Что Господь хочет сказать нам, попуская всё это?

— То, что и всегда. В пятидесятые годы прошлого века кто-то из подвижников предрекал, что церкви на какое-то время откроются, а затем снова будут закрываться. Нам говорили: вы стройте, но стройте скромно и живите скромно. Боюсь, что мы как раз таки не прислушались к этому совету — к внутренней скромности христианской жизни, к чистоте, к подлинной требовательности по отношению к себе.

Наверное, если бы мы могли сказать: «Мы чисты перед Тобой, Господи!», в таком случае можно было бы допустить, что нынешние гонения — предвестники последних времён перед наступлением царства антихриста. Но очевидно, что это не так. Поэтому нужно просто вынести из происходящего урок и прислушаться к тому, что нам советовали отцы: жить скромно, но при этом безупречно исполняя свою задачу.

Церковь — это пришедшее в мир Царство Господа нашего Иисуса Христа и имеет своей задачей привести паству к вечному спасению. Эта задача и должна осуществляться всеми нашими внутренними силами. К сожалению, когда мы об этом забываем, тогда и происходят разные исторические встряски.

В истории Церкви мы знаем разные периоды. Одно время Церковь была сопряжена с величием империи, хотя имперским властям не служила никогда, это ложь. Однако выглядела, действительно, величественно, красиво. Видимо, в те времена величие шло ей на пользу. Но сейчас богатый вид священнослужителей, по-видимому, ни на кого миссионерского впечатления не производит.

Из этого надо делать выводы. Сейчас от нас требуется скромность, твёрдость, исповедничество, постоянство нашего служения. Если выучим этот урок, думаю, чудесным образом всё переменится.

Ведь были уже случаи, когда Церковь делала выводы, и буквально на ходу менялась её историческая перспектива. Имею в виду события прошлого века, когда закончился период испытания Церкви и она получила некоторую свободу. Чудесным образом власти вдруг переменили своё отношение, и к этому их принудил Бог.

— Что вы имеете в виду?

— Знаменитые перемены, которые произошли в Церкви в сороковые годы ХХ века. Это не было логическим развитием истории того государства, однако случились такие исторические события, которые заставили руководство страны всё переосмыслить и вернуть Церкви определённую не то чтобы свободу, но возможность действовать — проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, — и этого было достаточно на тот момент.

Так и мы — если осознáем то, что должны осознать, — чудесным образом приобретём изменения нашей исторической перспективы.

Исторической перспективы не будет только тогда, когда придёт антихрист к власти. Но, думаю, что это ещё не те времена.

Нужно сделать всё, чтобы Церковь могла существовать легально

— С моей, мирянской, позиции, ситуация тупиковая. С одной стороны, говорят: «Вы – разъевшаяся Церковь, которая слилась с властью, золотила купола, ездит на иномарках». С другой стороны, лично меня окружают люди, которые не золотили купола, не ездят на дорогих машинах и не сотрудничали с власть имущими. Но именно их выгоняют из храмов, называют «москалями». Получается, на бабушек, которые по кирпичику храмы в сёлах восстанавливали, ложится вся тяжесть несправедливого отношения.

— А какое к нам может быть справедливое отношение? Все свою меру несут. Сейчас на Церковь возложена задача от Господа, и каждому на своём месте надо потерпеть. Причём претерпеть правильно — показывая, что мы верны тому духу, в котором возродились.

А возродились, как уже было сказано, мы необыкновенным образом. Прежде всего, благодаря исповедничеству новомучеников, которые своей жизнью засвидетельствовали, что для них Царство Господа нашего Иисуса Христа выше любого другого царства. Они сперва это засвидетельствовали, а затем уже явилось то чудо, которое дало возможность Церкви вновь открыть свои врата для прихожан.

Это мы и должны сейчас показать — что верны этому чуду восприятия наследия новомучеников и той благодати, того динария, который они для нас сохранили.

Я не думаю, что сейчас кто-то из нашей Церкви не страдает или продолжает вести расслабленную жизнь. Только пусть эти страдания пойдут нам на духовную пользу.

— Исходя из исторических фактов — какой вообще может быть модель взаимодействия Церкви с властью, которая открыто хочет Церковь уничтожить?

— Давайте посмотрим на ближайший пример: отношения Церкви и государства в ХХ веке. Тогда позиция священноначалия была такова — стремиться сделать всё, чтобы существовать легально. Чтобы не оказались закрытыми врата истинной Церкви, где проповедуется Царство Господа нашего Иисуса Христа, а не какое-то другое царство.

Мы все с вами патриоты. Но прежде всего мы дети Божии, и именно Господь у нас на первом месте. И чтобы двери благодатной жизни не были закрыты перед людьми, чтобы люди вдруг не перепутали, для чего они пришли в этот мир, и не забыли, что рождены для Царствия Небесного, а не чтобы построить рай на земле или государство активного потребления — для этого и стремится держать открытыми свои врата истинная Церковь.

Безусловно, государственная власть должна заботиться о благосостоянии граждан, это достойная цель. Тогда как задача Церкви — держать души людей устремлёнными в Царствие Небесное. В каком-то смысле у государства и Церкви очень близкие задачи, потому что благополучие и порядочность общества во многом зависит от того, каковы души граждан. Но всё-таки священноначалие призвано следить, чтобы у человека приоритет вечной жизни всегда преобладал над земными устремлениями. А для этого должны быть открыты храмы.

И тогда, в ХХ веке, и сейчас задача священноначалия — достичь такого консенсуса с государством, при котором можно легально существовать. Другой вопрос, удастся ли это.

Мы знаем, что в 1927 году была опубликована знаменитая «Декларация», в которой унижение Церкви прозвучало в полный голос. Человек, который поставил под ней свою подпись — митрополит Сергий (Страгородский), стремился не вернуть былое величие Церкви, а всего лишь обеспечить легальность её существования. Но что последовало за этим, нам тоже прекрасно известно — установки на «пятилетки безбожия» и физическое уничтожение Православной Церкви как таковой. Тогда-то митрополит Сергий и сказал, что на самом деле задача властей — не лояльность наша, а они просто хотят уничтожить нас. «Они все говорят одно, а на самом деле все лгут».

История показала, что не всё так просто. Церковь вновь возродилась, и благодарим за это, конечно же, и новомучеников, и тех, кто нёс все тяготы, стремясь сделать всё, что в человеческих силах, чтобы сохранить легальность Церкви.

Давайте сейчас это чудо заслужим

— Давайте поговорим про «катакомбы». Если честно, даже не верится, что до этого вновь может дойти. Может, есть какой-то другой способ существовать в государстве, если, например, УПЦ на законодательном уровне запретят?

— Мой опыт показывает, что никогда не надо фантазировать. Реальность всегда приходит со своими реалиями.

Мы не можем позволить прихожанам размышлять о том, что они будут делать в катакомбах. До чего люди от таких размышлений дойдут? Возьмут в руки орудия и будут защищать себя каким-то образом, забыв о том, что рядом с нами Ангелы-Хранители, Господь, Божия Матерь?

Да, сейчас дни испытаний. Но неужели мы не верим в чудо? Неужели не знаем, что чудо приходит к тем, кто его заслуживает? Давайте же сейчас это чудо заслужим! Заслужим настоящей и подлинной христианской жизнью.

Я уверен, со своей стороны священноначалие сделает всё, чтобы сохранить легальность нашей Церкви. Если же у властей совершенно другие задачи, то тут можно сказать только одно: в конце концов властью и на земле, и на небе обладает единый Царь — Господь наш Иисус Христос. И Он решает, кому и в каком виде существовать.

Мы же с вами сейчас должны молиться и жить настолько собранно, будто уже приняли от Господа грозное слово наказания или осуждения. И помнить только одно: чудо нужно заслужить.

— Отовсюду в наш адрес доносятся упрёки, что мы, люди Церкви, не являли своей жизнью свет Христовой любви, что окружающие не видели в нас кроткого Христа. Что на это можно обществу ответить?

— Разве обществу можно что-нибудь ответить? Ответить можно человеку, который хочет знать правду и ищет её.

Да, можно говорить о тех или иных наших ошибках, но, простите, многие наши священники делали абсолютно всё от них зависящее, чтобы проповедовать и служить Христу — всячески, во всех проявлениях.

Церковь — это ведь не ангелы, спустившиеся с небес. Это люди из мира, пришедшие с открытой душой, с твёрдым намерением до конца своих дней служить Богу. А потом… Наступает период расслабления, успокоения, и христианская жизнь превращается отчасти в жизнь обыкновенную.

Да, нам не хватает культуры церковной жизни. Не столько правильных взаимоотношений с внешними, сколько именно культуры. Но, с другой стороны, откуда она возьмётся? Это же наследственная вещь. А у нас нет наследственности. Мы, церковное сообщество, возникли 30 лет назад и за это время, к сожалению, так и не воспитали культуру внешних и внутренних взаимоотношений.

Если бы мы говорили сейчас с людьми, которые действительно ищут истины и правды, мы бы им сказали: «Дорогие! Ведь ещё древними отцами сказано, что Церковь есть та, которая живёт истинно в духе Господа нашего Иисуса Христа, а есть люди, которые только внешне хотят быть христианами». Как раз большинство наших проповедей всегда были направлены на то, чтобы обратить внимание на эту болезнь, которая называется «лицемерие» — когда человек заботится только о внешнем.

Хотя, честно говоря, если о внешнем заботится, это уже хорошо. Многие сейчас уже и внешне, и внутренне живут совершенно распущенно.

Посмотрите, может быть, они уже не такие плохие, как вам казалось вчера?

— Существует мнение, что государство хочет «навести порядок» в церковной сфере. Но на самом деле может так получиться, что в итоге оно просто дискредитирует веру как таковую. «Мол, куда б вы ни пошли, везде спецслужбы и идеология, так что сидите, граждане, дома и не становитесь ни на какие колени».

Можем ли мы говорить о том, что в итоге всех этих государственных инициатив в Украине просто существенно уменьшится количество верующих людей?

— Ну, они же об этом не думают. У них внешнее представление. Это не мистики. Внешняя власть — это люди, не имеющие духовного мышления. Они – практики.

Но если смотреть на историю, то надо свидетельствовать, что вся история направлена против Церкви. Враг нашего спасения всё выстраивает для разорения и наших душ, и того Ковчега, в котором наши души спасаются. Но для этого понимания нужно быть мистиком. А как внушить мистическое понимание людям, для которых самое главное — благоденствие или благоустройство? Можно им только посоветовать: смотрите на Церковь с мистической точки зрения. И будьте с ней осторожны.

Нет смысла думать о том, уменьшится ли в государстве количество верующих. Мы с вами должны продолжать жить христианской жизнью, устраняя из неё те вещи, которые ей несвойственны, приближаясь к изначальному церковному христианскому образу.

У Иова Бог всё забрал. Но когда закончилось время его испытания, Господь всё вернул в ещё большем размере.

Если Богу угодно, Он может всякий мятеж успокоить — только при усмирении мятежа была бы возможность указать: «Посмотрите, может быть, они уже не такие плохие, как вам казалось вчера и позавчера?»

Помню, в советское время люди рассказывали, что были годы, когда они хотели идти с ломами рушить церкви, но прошло время и им стало стыдно за это. Так и сейчас. Время всё расставит на свои места. Нужно только эти события пережить правильно.

И, конечно же, очень-очень молиться о чуде. Чтобы Господь дал нам возможность легально существовать, пусть даже в униженном положении. Но чтобы мы могли сохранять дух истинной Церкви. Церкви, где находятся люди, для которых Христос — Самый главный в жизни.  

— Мы на нашем проекте столько говорим о том, что надо сохранить Церковь. Но вовсе не потому, что мы, верующие, живём в каком-то другом мире и не видим войны или делаем вид, что её нет. А потому что именно на войне только Церковь может реально помочь страдающим людям.

— Безусловно. Наша миссия сейчас — это молитва обо всех. Я общаюсь с военными, и один мне рассказывал: когда у тебя уже ничего нет, а в тебя с двух сторон летит «Град», ты можешь только одно — лечь в условное укрытие и кричать «Живый в помощи Вышнего». Не один человек уже говорил, что только это и спасало.

Мы тоже с вами воины. Только они — на передовой, а мы — здесь. И вести себя должны соответственно. А то в 2014 году, когда там, на востоке страны, начались тяжелейшие события, я помню, как в Киеве развлекательные центры ни на минуту не прекращали работать. Там беда, а у нас здесь никакого траура.

Понимаю, что людям надо отдыхать, но обязательно должна присутствовать и память о том, что с нами что-то тяжёлое происходит. И не только с нашей Церковью, но и с нашей страной.

Церковь, прежде всего, помогает тем, что молится и учит молиться. А ещё она главный ходатай перед Господом за чудо, которое нам сейчас так необходимо и без которого никакие вооружения не принесут необходимую пользу.

Заглавное фото: Виктор Кушнир

Друзі! Долучайтеся до створення простору порозуміння та єдності)

Наш проєкт — це православний погляд на все, що відбувається навколо Церкви і в Церкві. Відверто і чесно, на засадах взаємоповаги, християнської любові та свободи слова ми говоримо про те, що дійсно хвилює.

Цікаві гості, гострі запитання, ексклюзивні тексти — ми існуватимемо й надалі, якщо ви нас підтримаєте!

Ви донатите — ми працюємо) Разом переможемо!

Картка Приват (Комінко Ю.М.)

Картка Моно (Комінко Ю.М.)

Читати далі: