#ДіалогТУТ

Церковь от государства никак не пострадает

Автор этого интервью (возможно, как и многие украинцы в 2022 году) прожила спектр мировоззренческих колебаний от «моя хата с краю, буду вне политики» до «хочу кричать о своей позиции со всех площадок». И если почитать дискуссии в комментариях к материалам нашего проекта, видно, что даже полярные точки зрения органично находят своё место в жизни верующих. 

Как христианину нащупать своё место в мире, чтобы и от реальности не оторваться, и о Боге не позабыть, увлёкшись мирскими задачами? Как вместить свою гражданскую позицию в жизнь о Господе? 

Об этом говорим с преподавателем аскетики и нравственного богословия, проректором Высших Свято-Владимирских православных богословских курсов Игорем КОТЛЯРОВЫМ. 

Игорь Котляров

— Как думаете, насколько совместимы христианская жизнь и интерес к социальным вопросам, к политике? Насколько верующий человек может вовлекаться в эти вопросы, а где следует поберечься и не вникать? 

— Для людей, которые уверовали в Иисуса Христа, в идеале все аспекты жизни подлежат церковному осмыслению. Человек целостен, и взгляд на любые житейские вопросы с точки зрения христианства — это для верующего абсолютно нормально и правильно. 

Иными словами, не нужно пытаться разделяться между своими гражданскими и христианскими обязанностями. Просто нужно свои гражданские обязанности выполнять в соответствии с заповедями Божьими. 

С другой стороны, как Церковь (например, в лице священноначалия) не может вмешиваться в государственную жизнь, так и государство не может вмешиваться в церковную жизнь, поскольку в Конституции Украины написано, что Церковь отделена от государства. Эта отделённость нужна, чтобы у нас не было как в Иране — когда нарушение религиозных установлений приводит к смертной казни, которую исполняет государственный орган власти.

Можно ещё привести такой пример, как поминание патриарха до решения на Соборе в Феофании, которое осуждают светские журналисты, хотя, как правило, не до конца разбираются в сути вопроса. И мы сейчас с вами даже не обсуждаем, надо было его поминать или не надо, тут вопрос в другом. В том, что человеку, который не является членом Церкви, который не участвует в богослужениях, не должно быть дела до того, как эти богослужения проходят. Иначе это превращается во вмешательство в личную, буквально интимную жизнь верующего, что недопустимо по Конституции. 

— Корректно ли в принципе противопоставлять Церковь и общество?

— Их нельзя противопоставлять, потому что это совершенно разные организмы. 

Церковь — это Тело Иисуса Христа, и это чуть ли не единственное объединение людей, которое имеет свою внутреннюю сущность. Церковь существует и будет существовать всегда, как и всякая сущность, связанная с Богом. Государство внутренней сущности не имеет. 

Церковь и общество некорректно противопоставлять ещё и потому, что если мы говорим о православных, то над ними совершено таинство Крещения. А это таинство приобщает человека к Телу Иисуса Христа. Для людей неверующих всё, что я сказал и ещё скажу на этот счёт, — просто слова, которые не имеют смысла. Без личного опыта общения с Богом понять это практически невозможно. Но человек, вошедший в Церковь, приобретает новые свойства — которых нет у тех, кто не является членом Церкви.

Если их свести к одному, то речь о возможности Богообщения. Это не говорит о том, что человек некрещёный не может общаться с Богом (Господь слышит каждого). Просто таинство вводит нас в Тело Иисуса Христа, и мы становимся сынами Бога, а значит, качество и свойства нашего общения с Господом после таинства меняются.

Естественно, если эти свойства не востребованы в жизни, они «чахнут». Если человек крещён, но не живёт церковной жизнью, зерно, которое в него посеяно при Крещении, просто лежит, ждёт своего часа в его душе. Или «вянет» понемногу. Но, так или иначе, особые возможности Богообщения даны только крещёным людям. Человек, над которым это таинство не было совершено, другой. 

— Одно из проявлений социальной жизни — политика. Я долго верила, что каждый должен заниматься своим делом и моя хата с краю. А потом политика пришла ко мне домой, и оказалось, что я в ней участвую, хочу того или нет, потому что война — это тоже политический процесс. 

Получается, игнорировать политику не стоит, раз уж я член общества и включена в социальные взаимодействия (а я хочу быть в них включена). А значит, надо хотя бы поверхностно отдавать себе отчёт в положении дел. Тем не менее, права ли я как христианка?

— Верующий человек, член Церкви, живет в конкретном государстве, подпадает под действие определённых законов, вступает в экономические взаимоотношения.

Другое дело, когда речь идёт о Церкви как о некоем объединении. Она к политике не имеет и не должна иметь никакого отношения. Позиция нашего Предстоятеля как раз показывает, как это может выглядеть на практике.

У Церкви своя жизнь, у государства — своя, но я как гражданин конкретной страны и христианин вовлечён во всё это. Просто моя задача в каждом моменте своей социальной жизни вести себя в первую очередь как христианин. 

Иными словами, Церковь влияет на государство только через своих членов, которые в этом государстве живут и функционируют. Но как некое сообщество влиять она не может и не должна. То есть Синод нашей Церкви не может принять никакого решения, касаемого внутриполитической жизни (например, призывы к голосованию за того или иного кандидата на выборах лежат вне задач Церкви). Но отдельно взятый христианин может обратиться к другому христианину, положим, если они оба решили пойти голосовать, и обсудить выбор кандидата.

Известно выражение апостола Павла: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1 Кор. 7, 24). Если меня Господь призвал к Себе (то есть я обратился к Богу, крестился и стал христианином), это не значит, что Господь просит бросить все свои обязанности, но я должен теперь начать их по-другому выполнять. С любовью. И так, чтобы через это выполнение прославлять Бога, то есть являть Бога миру. 

— У христиан есть универсальная инструкция для жизни —  Новый Завет. И мы можем его использовать как прямую инструкцию, которую оставил нам Господь. Какую роль в Новом Завете играла политика?

— Никакого. Политика и вера — явления не сообщающиеся. Они могут сосуществовать на одной территории, но влиять на политику вера может только через конкретных верующих.

Государство, конечно, может начать запрещать Церковь, забирать храмы, но оно повлияет на Церковь максимум на том уровне, как если бы она была просто общественной организацией. То есть государство может вмешаться в деятельность предприятия, конфисковать материальные активы, и предприятие от этого разрушится. Но если государство вмешается в Церковь, заберет храмы или что-то ещё, Церковь от этого никак не пострадает. Она просто будет по-другому существовать, в иной форме. 

— Но ведь именно политика повлияла на то, как завершилась земная жизнь нашего Господа Иисуса Христа…

— На самом деле нет. Господь устраивает что-либо на земле так, как считает нужным, как Он хочет, но использует для этого конкретные существующие реалии. Реалии — это Его инструменты. Могли быть и другие инструменты — было бы другое государство, другие обстоятельства. 

Например, время прихода на землю Господа Иисуса Христа определялось тем, что на земле появилась Девушка, Которая обладала такими качествами, что смогла стать Матерью Бога. И Господь увидел, что вот этому человеку можно доверить рождение Бога в человеческой природе. В историческом плане только этим определялось время прихода Христа на землю. И всё.

— Но если политика вообще не соотносится с Церковью, тогда зачем апостол Павел даёт отдельное установление о покорности властям (которое, в силу его цитируемости, трудно сейчас не упомянуть)?

— Потому что те вопросы, которые мы с вами обсуждаем, были всегда. И всегда всех интересовали. Апостол Павел говорит, что наши отношения с властями определяются именно тем, что мы христиане. Христианин всё окружающее воспринимает мирно. Оно не колеблет его душу. 

Господь дал каждому народу в каждую эпоху конкретную власть, да. Но цитата, на которую часто ссылаются, следующая. Это послание к Римлянам, глава 13: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Существующие же власти от Бога установлены». Невероятно подходящая цитата для оправдания того, почему нужно быть покорным власти. 

Следующая в этом смысле ещё более впечатляющая: «Посему противящийся власти – противится Божьему установлению, а противящиеся сами навлекут на себя осуждение». На этом обычно цитирование завершается, потому что фраза апостола в таком виде очень удобна, например, для существующих властей.

Но если читать дальше, то видно, что всё не так просто: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга тебе на добро, если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч…» (Рим. 13, 3-4). 

То есть апостол Павел подразумевает, что начальствующие — это слуги Божьи, которые на земле поставлены для того, чтобы держать определённый порядок: поощрять добрые дела и пресекать злые. Он говорит, в каком случае покорность властям богоугодна, а не о том, что властям нужно покоряться в любом случае, как это часто принято трактовать. 

Если власти откровенно идут против Бога, нарушают Божьи заповеди и своих подчиненных заставляют нарушать, то, извините, по этому поводу написано другое: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1, 8-9). То есть если не только правители, но и Ангел будет извращать Христовы заповеди, будет Ему анафема. 

— Иногда можно услышать, что верующему не пристало зацикливаться на каких-то земных вопросах, душа должна быть обращена исключительно к Богу, вверх. В случае монахов понятно, как это можно реализовать. А если ты человек мирской?

— Монахов избирает Господь. И у них свой, особенный образ жизни. А в целом христианское отношение к миру однозначно: «Не заботьтесь о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Правда, дальше возникает вопрос: что это значит? Бросить работу? Не кормить семью? Явно нет. Вопрос по поводу «не заботьтесь» объясняется очень просто: известным выражением «делай что должен, и будь что будет». Результат твоей деятельности зависит не от тебя. От тебя – дела, а результат — от Господа.

Каждого из нас Господь поставил на конкретное место. И наша задача на этом месте в этих конкретных условиях являть славу Божью. А всё, что касается земного, мирского устройства жизни, решается по формуле «остальное приложится вам». 

Есть много свидетельств, что это действительно так. Например, один знакомый просто был пономарём, женился на хорошей девушке, и денег их молодой семье не хватало. Вера этого парня не поколебалась, и он не бросил всё, не ушёл на прибыльную работу. Да, полгода-год они с женой жили очень тяжело, что называется, еле сводили концы с концами. Но Господь увидел эту твёрдость в вере — и в конце концов всё у них образовалось. В конечном счёте, в этом смысле всё зависит от твоих личных отношений с Господом.

Смотреть вверх — это абсолютно правильно, потому что любые напряжённые попытки устроиться на земле и сконцентрироваться только на этом оторвут от Бога. Сперва кажется, что я от Бога никуда. Сейчас вот только «на минуточку» отойду, сделаю бизнес, чтобы помогать Церкви, — и всё, вернусь. Вероятность 99%, что эта суета так заест, что ты вообще о Боге забудешь. 

Наша жизнь в Боге в идеале такова, что мы Господу всего себя должны отдать. Господь, в свою очередь, лучше знает, в чём мы нуждаемся, и непременно устроит нас в социуме. Слова о том, что праведник верою жив будет, — правда.

Господь каждому дает такую судьбу, такое окружение, где ему легче всего будет спастись. Кому-то легче спастись в монастыре, а кому-то — в океане мирской жизни. Наша задача — принять волю Божью. Господь через какие-то обстоятельства нас меняет. Он нас делает лучше — если только мы не хотим от Него оторваться. Но, опять же, самому «вычислить» волю Господа сложно, поэтому проще согласиться с тем, что Господь даёт.

Вот поэтому с точки зрения конкретного верующего я не то что не должен участвовать в жизни своего государства (должен, потому что я тут живу). Просто уровень участия определяется Господом: я нахожусь там, где принесу максимальную пользу для дела Божия. Взаимоотношения церковного человека в социальной среде определяются послушанием Богу. И если я взял на себя некое послушание, то надо выполнять его от начала и до конца — всё, что оно включает.             

— Верующие частенько держатся обособлено от остального мира. Как остаться в рамках здоровой социальной дистанции?

— Думаю, держаться несколько обособленно для верующих хорошо. Да, порой приход начинает жить как одна семья, члены общины вместе собираются, куда-то ездят. Это другой уровень общения — когда всех вместе держит духовное родство. Тогда как патологическая замкнутость — уже плохо. 

Любви в жизни не хватает — даже простой тёплой, душевной, дружеской. А внутри общины её можно отдать и получить. И, так или иначе, основа цельности жизни христианина — желание жить по любви к окружающим, вне зависимости от их мнений по какому-то поводу. То есть любовь — первична.

Мы не стоим на такой позиции, что сначала узнаём что-то о человеке, а потом уже определяем, будем мы его любить или не будем. Мы изначально любим, поскольку нам так заповедовал Господь Иисус Христос, а уже исходя из этого строим взаимоотношения в любых сферах. Потому что мы сотворены Богом, Который есть Любовь.

Заглавне фото: Віктор Кушнір

Друзі! Долучайтеся до створення простору порозуміння та єдності)

Наш проєкт — це православний погляд на все, що відбувається навколо Церкви і в Церкві. Відверто і чесно, на засадах взаємоповаги, християнської любові та свободи слова ми говоримо про те, що дійсно хвилює.

Цікаві гості, гострі запитання, ексклюзивні тексти — ми існуватимемо й надалі, якщо ви нас підтримаєте!

Ви донатите — ми працюємо) Разом переможемо!

Картка Приват (Комінко Ю.М.)

Картка Моно (Комінко Ю.М.)

Читати далі: