#ДіалогТУТ

Чего ожидать от закона «о запрете УПЦ»?

ОТ РЕДАКЦИИ. Фейсбук вчера удалил этот текст. А потом вообще заблокировал страницу ректора КДАиС архиепископа Сильвестра. Мы надеемся, что это никакая не цензура, а просто сбой в работе алгоритмов. Всё выяснится, страницу вернут.

Однако считаем, что разъяснять ситуацию вокруг закона «о запрете УПЦ» нужно, поэтому размещаем на Диалоге статью владыки на украинском и русском языках.

***

20 августа 2024 года Верховная Рада Украины приняла закон «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций» (№ 3894), а уже 24 августа его подписал Президент Украины. В украинских средствах массовой информации этот закон обычно называют «законом о запрете УПЦ». Поэтому неудивительно, что принятие закона № 3894 вызвало сильную обеспокоенность среди прихожан нашей Церкви. В эти дни и священники, и простые прихожане, и студенты Киевской духовной академии и семинарии неоднократно задавали мне вопросы о новом законе.

Понятно, что для внимательного изучения и всестороннего анализа нового закона необходимо время. Однако, поскольку уже сегодня у нашей паствы есть сильный запрос, я решил высказать некоторые соображения относительно закона № 3894.

Кого запрещает новый закон?

Сразу нужно четко сказать, что закон № 3894 не является «законом о запрете УПЦ». Украинская Православная Церковь в тексте закона даже ни разу не упомянута.

Закон ясно говорит о запрете в Украине Русской Православной Церкви (РПЦ), под которой понимается иностранная религиозная организация, которая действует на территории Российской Федерации и возглавляется московским патриархом.

Закон запрещает деятельность РПЦ на территории Украины по причине поддержки этой конфессией российской военной агрессии против Украины и идейного оправдания этой агрессии. Прямое участие руководства, значительного числа епископата и духовенства РПЦ в вооруженной агрессии против Украины не вызывает сомнений. 

Однако, кроме запрета РПЦ (как иностранной религиозной организации), закон также предполагает запрет тех религиозных организаций, которые действуют в Украине, но тем или иным образом аффилированы с РПЦ, подчиняются её руководству или прямо входят в состав РПЦ.

И вот тут позиции государственных органов и Украинской Православной Церкви существенно разнятся.

Напомню, что в 2023 году Государственная служба этнополитики и свободы совести (ГЭСС) провела соответствующую экспертизу и пришла к выводу, что УПЦ сохраняет подчинение московскому патриарху и потому является составной частью РПЦ.

Однако сама УПЦ с этим выводом категорически не согласна. 27 мая 2022 года Собор Украинской Православной Церкви внес принципиальные изменения в Устав об управлении нашей Церкви. С этого времени УПЦ не имеет никаких связей с Москвой и существует как полностью независимая и самостоятельная Церковь. Поэтому, с точки зрения УПЦ, закон № 3894 не имеет к ней никакого отношения.

Тем не менее, многочисленные публичные высказывания и народных депутатов Украины, и государственных чиновников свидетельствуют, что новый закон разрабатывался именно для того, чтобы применять его в отношении УПЦ.

Как должен действовать новый закон?

Закон № 3894 не предполагает одномоментного запрета всей УПЦ. К тому же, такой запрет просто невозможен с точки зрения украинского законодательства.

Напомню, что УПЦ не является юридическим лицом. С точки зрения законодательства, УПЦ – это религиозное объединение, в состав которого входят тысячи приходов, сотни монастырей, десятки епархиальных управлений, учебных заведений, братств и т.д. Все эти структурные подразделения УПЦ зарегистрированы как религиозные организации и, соответственно, имеют статус юридических лиц. Именно каждая из этих религиозных организаций может быть запрещена (по отдельности).

Закон устанавливает довольно сложную процедуру ликвидации религиозных организаций, аффилированных с РПЦ. Они могут быть ликвидированы только по решению суда. Но прежде чем ставить вопрос о ликвидации, ГЭСС должна выдать предписание каждой конкретной религиозной организации, в котором должны быть перечислены проблемы, выявленные в её уставных документах. После этого религиозная организация должна эти проблемы устранить.

И лишь в том случае, если она этого не сделает, ГЭСС должна подать иск в суд. Причем подавать такие иски можно будет не ранее, чем через девять месяцев после официального вручения предписания. Таким образом, никакого автоматического запрета УПЦ новый закон не предполагает.

Хочу еще раз подчеркнуть: УПЦ не считает себя частью РПЦ. И если государственные органы считают иначе, то мы не боимся защищать свою правоту в судах (как в украинских, так и в международных).

Как определить наличие связи с РПЦ?

Закон № 3894 приводит перечень признаков, по которым можно выявить зависимость от иностранной религиозной организации.

Один из этих признаков сформулирован следующим образом: «В официальных документах и/или решениях органов управления, и/или в уставе (положении) иностранной религиозной организации, деятельность которой в Украине запрещена…присутствуют признаки вхождения в ее структуру религиозной организации, которая действует в Украине, или положения о праве принятия уставными органами управления указанной иностранной религиозной организации решений по каноническим и организационным вопросам, которые являются обязательными для религиозной организации, которая действует в Украине».

Проще говоря, если в Уставе РПЦ сказано, что она считает УПЦ своей составной частью, то с точки зрения нового закона это уже является достаточным основанием, чтобы признать УПЦ зависимой от руководящего центра в Москве.

На мой взгляд, это одно из наиболее проблемных положений закона № 3894.

Уже неоднократно звучала очевидная аналогия. В современной российской конституции сказано, что Автономная Республика Крым, Донецкая, Луганская, Херсонская и Запорожская области входят в состав РФ. Однако, как для Украинского государства, так и для международного права эти положения российской конституции являются ничтожными.

Точно так же и наличие в Уставе РПЦ положений о вхождении УПЦ в её состав никак не означает, что УПЦ реально является частью московского патриархата. В 2023 года в экспертизе, проведенной в ГЭСС, в качестве одного из доказательств аффилированности УПЦ с московским патриархатом как раз приводились положения уставных документов РПЦ. И уже тогда многочисленные эксперты критиковали этот подход ГЭСС, указывая на его неприемлемость.

УПЦ руководствуется в своей жизни собственным Уставом (в редакции от 27 мая 2022 г.), который не предполагает никакой зависимости от РПЦ. Наша Церковь не прилагает к себе никаких норм действующего Устава РПЦ и не считает, что эти нормы её к чему-то обязывают.

Идеология «русского мира»

И еще на один аспект закона № 3894 хотелось бы обратить внимание. Новым законом также внесены изменения в закон «О запрете пропаганды российского нацистского тоталитарного режима, военной агрессии Российской Федерации как государства-агрессора против Украины, символики военного вторжения российского нацистского тоталитарного режима в Украину» от 22 мая 2022 г. (№ 2265–IX) в отношении идеологии «русского мира».

Понятно, что доктрина «русского мира» служит сегодня одним из идейных оправданий российской военной агрессии против Украины. И потому эта доктрина вполне заслуживает на прямой запрет. Однако то определение идеологии «русского мира», которое приведено в законе № 3894, является крайне широким. Приведу его полностью:

«Идеология “русского мира” – российская неоколониальная доктрина, в основу которой положены шовинистические, ксенофобские, религиозные идеи, образы и цели, уничтожения Украины, геноцид Украинского народа, непризнания суверенитета Украины и других государств, которая ставит своей целью насильственное расширение российского наднационального имперского пространства как способа реализации особого цивилизационного права россиян на массовые убийства, государственный терроризм, военные вторжения в другие государства, оккупацию территорий, расширение канонической территории Русской православной церкви за пределами Российской Федерации».

Под такое широкое определение можно подогнать не менее широкий спектр взглядов и явлений.

К тому же, в этом определении можно видеть явные логические нестыковки. Например, в начале предложения идеология «русского мира» названа националистической и расистской, а далее сказано, что её цель – «расширение российского наднационального имперского пространства». Вполне очевидно, что национализм и «наднациональное имперское пространство» – это принципиально разные концепты, которые сложно объединить в рамках одной доктрины.

УПЦ никогда не поддерживала и не пропагандировала доктрину «русского мира». Ни в одном официальном документе УПЦ нет ни этого словосочетания, ни этого учения.

Конечно, среди духовенства УПЦ вполне могут быть сторонники идеологии «русского мира» (в той её форме, которую пропагандирует патриарх Кирилл). Но, повторю еще раз, эта доктрина никогда не была и не является официальной позицией УПЦ. Более того, если не ошибаюсь, даже РПЦ в своих официальных документах (заявлениях и постановлениях Соборов и Священного Синода) никогда прямо не поддерживала доктрину «русского мира».

Эта доктрина, скорее, существует как своеобразный «авторский проект» патриарха Кирилла. К тому же, как указывают многие исследователи, довольно трудно свести отдельные высказывания патриарха Кирилла о «русском мире» в единую доктрину. Поэтому среди богословов и религиоведов продолжаются напряженные дискуссии по поводу того, что именно следует считать учением о «русском мире». Так что нужно быть крайне осторожным в выводах относительно этой доктрины.

Закон № 3894 вводит определение «русского мира» в юридическое поле Украины. И теперь пропаганда идеологии «русского мира» может быть основанием для запрета религиозной организации, даже если эта организация и не аффилирована с РПЦ. Критерии же определения доктрины «русского мира» выглядят в законе сильно размытыми. И я опасаюсь, что это может стать причиной юридического произвола и избирательного правосудия.

Очередной экзамен на демократию

Считаю, что закон № 3894 станет очередным испытанием демократического европейского выбора Украины. Уже сегодня зарубежные юристы, правозащитники, религиоведы и религиозные деятели высказывают не только замечания к тексту закона, но и опасения относительно возможной практики его применения.

Например, Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) уже призвал украинские власти «проявлять осторожность относительно мер, принятие которых несет в себе угрозу нарушения основополагающего права на свободу вероисповедания и убеждений». Руководство ВСЦ подчеркнуло важность «честного и беспристрастного подхода ко всем подобным расследованиям», а также необходимость придерживаться основ «международного права, естественной справедливости и надлежащей процедуры» в применении нового закона к конкретным религиозным общинам.

Полностью согласен с этими правильными замечаниями руководства ВСЦ.

Хочется в очередной раз повторить: если Украина действительно сделала европейский выбор, значит, мы должны научиться уважать свободу совести и религиозных убеждений, которая является одной из фундаментальных ценностей европейского сообщества.

Друзі! Долучайтеся до створення простору порозуміння та єдності)

Наш проєкт — це православний погляд на все, що відбувається навколо Церкви і в Церкві. Відверто і чесно, на засадах взаємоповаги, християнської любові та свободи слова ми говоримо про те, що дійсно хвилює.

Цікаві гості, гострі запитання, ексклюзивні тексти — ми існуватимемо й надалі, якщо ви нас підтримаєте!

Ви донатите — ми працюємо) Разом переможемо!

Картка Приват (Комінко Ю.М.)

Картка Моно (Комінко Ю.М.)

Читати далі: