Год назад, 27 мая 2022 года, в киевском монастыре в Феофании состоялся Собор Украинской Православной Церкви с участием епископов, духовенства, монахов и мирян. В работе Собора (лично или в онлайн-формате) приняли участие представители всех епархий УПЦ, в том числе оказавшиеся на временно оккупированных территориях.
В течение года, прошедшего после Собора, звучали разные оценки принятых на нём решений. Кто-то вдохновенно их защищал, кто-то, наоборот, активно критиковал. Но одно можно сказать уверенно: Собор стал важной вехой в истории УПЦ. Поэтому в годовщину Собора в Феофании попробуем проанализировать не только его решения, но и те процессы, которые протекали в нашей Церкви и украинском обществе за последний год.
Цей текст також є українською мовою.
Путь к Собору
Сразу следует объяснить, что церковные форумы такого масштаба, как Собор в Феофании, собираются нечасто. За все годы независимости Украинская Православная Церковь созывала подобные соборы всего пять раз. И почти каждый из этих пяти соборов маркировал определённые вехи в жизни УПЦ.
Собор в Феофании стал ключевым событием в жизни нашей Церкви в условиях полномасштабной российской военной агрессии против Украины.
24 февраля 2022 года разделило нашу жизнь на «до» и «после». Конечно, война оказала большое влияние и на церковную жизнь. Уже в первый день войны Блаженнейший Митрополит Онуфрий осудил российскую военную агрессию и призвал российские власти немедленно прекратить военные действия. К сожалению, этот призыв был полностью проигнорирован.
Сегодня мы должны чётко сказать: за пятнадцать месяцев войны из уст духовенства РПЦ (за очень небольшим исключением нескольких священнослужителей) мы не услышали осуждения военной агрессии и даже простого человеческого сострадания скорбящим украинцам.
Уже в первые дни войны в Украине началось широкое движение духовенства и мирян, желавших обсудить ситуацию, в которой оказалась УПЦ. И Собор в Феофании стал определённым ответом на это движение. Напомню, что первоначально в Феофании предполагалось проведение только собрания епископов, священников и мирян, но в процессе оно переросло в полноценный Собор. Ключевые решения Собора касались канонического статуса УПЦ.
Статус УПЦ после Собора
Феофаниевский Собор внёс принципиальные изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви. Из Устава были удалены все пункты, которые предусматривали зависимость УПЦ от РПЦ.
С 27 мая 2022 года УПЦ может сама выбирать и интронизировать своего Предстоятеля, не обращаясь за благословением к московскому патриарху. УПЦ больше не должна руководствоваться в своей жизни постановлениями Соборов РПЦ. В храмах УПЦ больше не поминается имя московского патриарха. Предстоятель УПЦ больше не является членом Священного Синода РПЦ. Кроме того, Собор в Феофании заявил о возобновлении в Киеве традиции мироварения, и в апреле 2023 года после более чем столетнего перерыва в Киеве снова было изготовлено и освящено святое миро.
Итак, Собор заявил о независимости УПЦ. При этом в постановлениях Собора не употребляется слово «автокефалия». УПЦ не провозглашала себя автокефальной. И это породило немало вопросов как внутри УПЦ, так и вне.
Каков же теперь канонический статус УПЦ?
Собор не пошёл по пути самопровозглашённой автокефалии. Такой шаг не решил бы проблем УПЦ, а лишь усложнил бы её положение. Совершенно очевидно, что такую автокефалию не признала бы ни одна из поместных православных Церквей. Более того, другие поместные Церкви могли бы даже разорвать общение с УПЦ, что означало бы каноническую изоляцию нашей Церкви.
Поэтому можно сказать так: Украинская Православная Церковь чётко задекларировала своё намерение быть автокефальной, но воздержалась от самопровозглашения автокефалии. Конечно, можно сказать, что статус УПЦ сейчас не до конца понят и оформлен. Однако в нынешней ситуации вряд ли можно было ожидать от УПЦ других решений.
В этом контексте нельзя не упомянуть о печально известной религиоведческой экспертизе, осуществлённой Государственной службой Украины по этнополитике и свободе совести (ГЭСС). В заключении экспертов, обнародованном 31 января 2023 года, утверждается, что Украинская Православная Церковь якобы «продолжает находиться с Русской Православной Церкви в отношениях подчинения».
Наша Церковь неоднократно заявляла об ошибочности этого вывода. Поэтому не буду повторять те аргументы, которые выдвигались против вывода ГЭСС. Хочу лишь подтвердить, что Феофаниевский Собор, принимая новую версию Устава УПЦ, исходил из моральной невозможности сохранять какие-либо административные отношения подчинения с РПЦ. Поэтому вывод ГЭСС глубоко неверен.
УПЦ и мировое православие
Ещё в 2008 году Блаженнейший Митрополит Владимир, принимавший тогда участие в Синаксисе Предстоятелей поместных православных Церквей на Фанаре, обратился ко всем поместным Церквам с призывом присоединиться к решению «украинского церковного вопроса». Он ясно заявил, что проблема Церкви в Украине является проблемой всего мирового православия. И без определённого консенсуса между всеми поместными Церквами решить украинский вопрос просто невозможно.
Нынешняя ситуация только подтвердила правоту нашего покойного Предстоятеля. Очевидно, что важной составляющей послевоенного урегулирования в Украине должно стать решение вопроса о статусе православной Церкви. Лично я убеждён, что этот вопрос должен быть решён путём консенсуса между всеми поместными православными Церквами, о чём уже не раз говорил.
Но вернёмся к решениям Феофаниевского Собора.
Наши оппоненты могут задать вполне логичный вопрос: как УПЦ собирается искать общий язык с мировым православием, если в постановлении Собора 27 мая 2022 года высказана жёсткая критика в адрес Константинопольского Патриархата?
Напомню, что УПЦ всегда негативно относилась к тому сценарию преодоления церковных разделений в Украине и предоставления автокефалии ПЦУ, который был реализован Константинопольским Патриархатом в 2018-2019 годах. И мы видим, что за это время так и не удалось добиться единства между православными в Украине. Остаются нерешёнными богословские и канонические вопросы принципиального характера. Потому нет ничего удивительного в том, что Собор в Феофании откровенно констатировал эту проблему. Делать вид, что этой проблемы не существует, было бы безответственно.
Кроме того, хотел бы отметить: Украинская Православная Церковь приостановила евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом не потому, что пошла в этом за Москвой (как говорят об этом наши оппоненты), а потому, что это способ показать, насколько мы не согласны с теми действиями, которые были осуществлены Константинопольским патриархом в отношении УПЦ. Очевидно, что евхаристическое общение подразумевает согласие во всём и духовный мир. Без этих условий полноценное евхаристическое общение не может быть реализовано.
Однако ещё в канун Собора мною был обнародован текст, посвящённый проблеме диалога. И сегодня я готов снова повторить один из ключевых тезисов той статьи: диалог является единственным путём для преодоления церковных конфликтов.
Мы вполне осознаём, что сейчас всё мировое православие переживает глубокий кризис. И если украинский церковный вопрос может быть решён только на всеправославном уровне, то, конечно, мы должны быть открыты для общения со всеми поместными православными Церквами, в том числе с Константинопольским Патриархатом и другими греческими поместными Церквами.
Подчеркну, что на определённом этапе такое общение с некоторыми ППЦ может быть только в дипломатическом формате. Однако оно — общение — должно обязательно быть для того, чтобы найти «формулу согласия», при которой сохранится сама система мирового православия.
В определённом смысле мы сегодня должны «перезапустить» эту систему. Бесспорно, нужно найти консенсус относительно механизма создания новых автокефальных и автономных Церквей, духовной опеки православной диаспоры и тому подобное.
Взаимоотношения с ПЦУ
Конечно, судьба православия в Украине будет зависеть прежде всего от самих православных верующих Украины. Ни один диалог с другими поместными Церквами не будет иметь успеха, если мы сами не примемся за решение наших внутренних проблем.
Однако в течение года, прошедшего после Собора, УПЦ и ПЦУ не приблизились к взаимопониманию. Напротив, отношения между нами существенно ухудшились.
Собор в Феофании чётко заявил, что для начала диалога между УПЦ и ПЦУ следует прежде всего «прекратить силовые захваты храмов и принудительные переводы приходов Украинской Православной Церкви» в состав ПЦУ. Однако силовые действия не только не прекратились, а получают всё большее распространение.
Весь мир мог видеть, что происходило, например, 28 марта 2023 года в Ивано-Франковске. Двери кафедрального собора Украинской Православной Церкви в честь Рождества Христова были сломаны так называемыми активистами, а священники УПЦ были изгнаны из храма слезоточивым газом. Несмотря на такое откровенное насилие, совершённое прямо в храме Божьем, представители ПЦУ с радостью вошли в захваченный храм и начали совершать богослужения.
2 апреля 2023 года произошёл незаконный захват Покровского кафедрального собора в Хмельницком. 6 апреля 2023 года во Львове ПЦУ инициировала снос храма УПЦ в честь святого равноапостольного князя Владимира. И это только самые резонансные события последних месяцев.
Должны констатировать: ПЦУ сегодня занимает откровенно агрессивную позицию по отношению к нашей Церкви. Руководство ПЦУ пытается воспользоваться ситуацией, чтобы буквально разгромить УПЦ. А руководящие органы ПЦУ поддерживают призывы законодательно ограничить деятельность нашей Церкви.
Если же говорить о неофициальных выражениях спикеров ПЦУ, то в них риторика вражды по отношению к нашей Церкви стала уже печальной нормой. Риторический вопрос: сколько судебных производств было открыто по статье 161 в этих случаях?
Итак, на сегодня отсутствует ключевая предпосылка для диалога. А агрессивная риторика и агрессивные действия со стороны приверженцев ПЦУ, направленные против нашей Церкви, разрушают саму его возможность.
Но для меня лично было очень важно увидеть, что в ПЦУ есть и те, кто выражали своё несогласие с силовыми захватами храмов УПЦ (в частности, несколько таких заявлений прозвучало после грубого захвата собора в Ивано-Франковске). Нам остаётся только надеяться, что руководство ПЦУ наконец-то осознает недопустимость агрессии и насилия во взаимоотношениях между христианами. Без осознания этой, казалось бы, базовой истины вряд ли можно говорить об общении между нами.
УПЦ и государство
Одним из самых серьёзных вызовов нашей Церкви за год, прошедший от Феофаниевского Собора, стало существенное ухудшение отношений с государством. Принципиальные трансформации во взаимоотношениях между государством и Украинской Православной Церковью начались в октябре-ноябре 2022 года. Именно в этот период начались обыски в епархиальных управлениях и монастырях УПЦ в разных регионах.
В средствах массовой информации раздаются постоянные обвинения нашей Церкви в государственной измене. Некоторые телевизионные программы содержали явные признаки разжигания религиозной вражды или оскорбления религиозных чувств.
А уже в 2023 году развернулся тяжкий конфликт вокруг Киево-Печерской Лавры. Ситуация вокруг Лавры заслуживает отдельного изучения и анализа, поэтому здесь не буду углубляться в этот вопрос.
В качестве оправдания жёстких действий против УПЦ обычно указывают на коллаборацию священнослужителей УПЦ с оккупационными властями на временно оккупированных территориях.
Надо откровенно признать, что факты такой коллаборации, к сожалению, имели место. Но об этом нужно честно говорить и приобщаться к беспристрастному их расследованию. Только на основании подобного расследования Церковь сможет принимать взвешенные церковно-судебные решения.
Однако при этом хотел бы отметить, что после 24 февраля 2022 года мы не увидели массовой коллаборации духовенства УПЦ с агрессором. Несмотря на то, что нашу Церковь годами обвиняли в пропаганде «русского мира» и даже подготовке русского вторжения, жизнь доказала несправедливость этих обвинений. Большинство духовенства УПЦ чётко встало на сторону Украины.
Из открытых источников известно, что сегодня в судах находятся на рассмотрении тысячи дел относительно государственной измены и коллаборации. При этом лишь несколько десятков из этих дел открыто против священников УПЦ. Итак, хотя факты коллаборации имели место, это не было массовым явлением среди священников УПЦ.
Вспомним, что одним из фундаментальных принципов демократии является принцип свободы совести. Согласно Конституции, Украина провозгласила себя светским государством. У нас нет и не может быть государственной Церкви. Следовательно, для государства равны все религиозные объединения.
В Украине не было и не существует практики законодательного запрета Церквей или религиозных организаций. За тридцать лет независимости разные религиозные деятели могли оказываться под судом за совершённые ими преступления и нести законное наказание. Но это никогда не означало запрета самих религиозных организаций.
Запрет деятельности определённых религиозных групп типичен именно для авторитарных и тоталитарных режимов. Однако для демократических обществ этот путь неприемлем. И если наше государство пойдёт по пути законодательного запрета УПЦ, это будет ударом по демократическим принципам нашего общества. Мы не должны допустить подобной трансформации нашего государства.
Здесь нужно снова упомянуть о заключении религиоведческой экспертизы Устава об управлении УПЦ. Именно это ошибочное заключение может сегодня стать основанием для законодательного запрета общин, монастырей и руководящих центров нашей Церкви. Поэтому есть необходимость провести новую беспристрастную экспертизу уставных документов УПЦ с привлечением в том числе и европейских независимых экспертов.
Опять же, и в отношениях с государством мы должны идти по пути диалога. К сожалению, сегодня нет откровенного диалога между Церковью и государственной властью. От этого страдают обе стороны.
Выводы
Завершая, хочу ещё раз подчеркнуть, что Собор Украинской Православной Церкви в Феофании стал важной вехой в её истории. Участники Собора чётко засвидетельствовали поддержку украинского государства и украинского народа в тяжёлом вооружённом противостоянии с агрессором, заявили о своём стремлении к полной церковной независимости и сделали важные шаги к обретению этой независимости.
Конечно, Собор не решил всех проблем, которые возникли сегодня перед УПЦ. Но Собор указал на тот вектор развития, который мы должны соблюдать. Сегодня для всех нас очевидно, что Украинская Православная Церковь уже никогда не будет такой, какой она была до 24 февраля 2022 года. Конечно, мы сохраним верность вере Христовой и традиции Церкви. Но современные испытания не могут не изменить всех нас.