#ДіалогТУТ

У россиян нет понятия «свои» по отношению даже к православным

ВІД РЕДАКЦІЇ. Найвеличніший храм Одеси, Спасо-Преображенський кафедральний собор УПЦ, у ніч на 23 липня постраждав від прямого влучання російської ракети у вівтар.

Після чотирьох безсонних ночей масованих обстрілів, які влаштували одеситам росіяни, мешканці Одеси в неділю вранці прийшли й за день розчистили від уламків собор усередині й навколишню територію.

Серед тих, хто був там, — наша авторка, одеситка Анна Ніколаєнко.
Ділимося її думками після розбору завалів зруйнованого Спасо-Преображенського собору.

***

Когда-то уроженец Обухова Н. А. Бердяев говорил, что в русском характере равно уживаются хтоническое, разрушительное начало и сострадательное, аскетическое. Флоренский, окончивший свою жизнь в советском концлагере, писал, что в основе самого христианского мировосприятия лежит принцип антиномии. Кому-то может показаться, что это об одном и том же, но нет.

Антиномия в христианстве — это всезнание Бога о путях всех людей, ходе истории и в то же время принцип свободы воли человека, соработничества Творца и человека (синергия). Тезис же о возможности равного сосуществования добра и зла в корне опасен и ошибочен.

Добро деликатно по своей природе, тихо, ненавязчиво. Зло же всегда нарушает границы Другого, ему будет мало того пространства, которое ему отведут по умолчанию, оно как плесень поражает всё большую и большую плоскость. Потому как только допустить легитимность зла в культурном пространстве, оно пожрёт всё живое.

Я не верю в полную детерминированность действий человека, в том числе генетикой, национальной принадлежностью (как верят сами россияне, что они наделены особой духовностью), но я верю в существование доминирующих культурных матриц в разных культурах, которые человек волен принимать или нет, или даже противостоять им, если они деструктивны.

Нынешнее рос. общество приняло матрицу зоны, где насилие легитимно и выживает тот, кто клыкастее. В. Подорога, анализируя трагичный опыт ГУЛАГа и Освенцима, так характеризует такое мировоззрение: «Необходимость жертвы можно объяснить позицией господина-палача, чья палаческая функция не является его собственным изобретением или неким чудесным даром, а считается цивилизационным преимуществом, которое он обрёл то ли по случаю, то ли в результате наследования титула». «Тварь я дрожащая или право имею?!» — топает маленькими ножками где-то в своём бункере ботексный новый фюрер.

Хотя, возможно, и это неточно, потому как и в блатной среде есть свой специфический кодекс чести.

Нынешний путинизм — это змей, кусающий других и сам себя за хвост, где, пардон, опускаются свои же. Пригожин кидает поверивших ему зэков, преследуя свои цели, разгром пригожинской империи и его унижающие фото «в трусиках»; посадка Стрелкова — по крайней мере в медийном пространстве — за то, что был достаточно искренним нацистом (даже искренность в ублюдочности не прощается путинизмом, режимом антижизни).

Вообще понятия «свои» нет. Это матрица ДОкультурного способа существования. Даже не просто животного (животное убивает рационально, чтобы утолить голод) — скорее, как верно заметил один из самых, на мой взгляд, точных аналитиков рашизма М. Н. Эпштейн, это состояние амёбы со стихийными примитивными процессами.

И это парадоксально. Культура, так кичившаяся идеей соборности, демонстрирует поразительную атрофированность способности человеческой солидарности. Мертворождённые слова-фикции, о чём пишет Эпштейн.

Нет понятия «свои» по отношению даже к православным: разрывается евхаристическое общение с другими Церквями, бомбят православные святыни Грузии (Никозия), Украины.

И то, за что стоят сейчас украинцы, — это прежде всего не экономические и миграционные плюшки потенциального членства ЕС. Это, как верно заметил украинский философ В. Ермоленко, идея человеческой солидарности как ценность, идея ЕС как «республики народов», солидарности народов, а не империи.

Более того, сейчас говорят об обострившемся чувстве солидарности украинцев. А во мне явственно за эти месяцы полномасштабной агрессии проступило и швейцеровское чувство солидарности со всем живым.

На днях сильно бомбили, мы прятались с соседями и сыном в парадном на первом этаже, и к нам забежал перепуганный ёжик. Вот и с ним я равно чувствую солидарность, как и с переполошенными херсонскими лягушками на одесском пляже, которых оторвало российским подрывом ГЭС от их привычной речной жизни и выбросило в Чёрное море с островком и с деревцем, которое также прибило к побережью после подрыва, и на морских волнах пытается оно расти…

***

«Ну же, скорее, за работу!» — нетерпеливо сказал сегодня наш 5-летний ребёнок, увидев, как МНОЖЕСТВО людей, верующих и нет — на фото лишь часть (неловко было фотографировать), бережно, с любовью к своему дому собирают осколки и обломки от выбитых российской бомбёжкой стёкол из одного из красивейших украинских храмов Одессы, её визитной карточке, на Соборной площади. Не потому что Тёмка какой-то особый мальчишка (простой себе хулиганистый мальчик) или как-то очень правильно воспитан, а потому что в ребёнке каждом, в каждом человеке это заложено в саму его природу Богом — одно из проявлений образа и подобия Божия, тяга созидать.

Человек — пастух бытия, а забота — один из фундаментальных модусов существования (жаль, что и для Хайдеггера это оказались лишь слова, за которыми стояла реальность свастики на пиджаке и травля еврейских студентов на посту ректора Фрайдебургского университета).

Это ж как надо было поругать в себе этот образ и подобие, чтобы отдавать и выполнять приказы убивать детей, насиловать, мародёрить, разрушать памятники архитектуры, чужие святыни, устраивать экологические теракты и даже просто игнорировать, что это делают твои соотечественники (постить карикатуры, дальше собираться на чтения Достоевского и говорить о христианском гуманизме, слезинке ребенка и молчать о происходящем)?

***

В воскресенье 23 июля в Одессе повреждено российской ракетной атакой свыше 20 зданий, использовали 5 видов ракет. Били в исторический центр города, самое его сердце, где каждое здание имеет свою долгую историю и представляет архитектурную ценность. Как верно заметил мой бывший коллега, Е. В. Джиджора, разрушили храм веры и храм науки — Преображенский собор и Дом учёных.

Невозможно сегодня было сдержать слёзы на Соборке. Оглядывалась, и попадались такие же заплаканные глаза. Я сама когда-то имела честь несколько лет работать на росписи храма, знаю, какой это колоссальный труд художников, резцов по мрамору, строителей, какие деньги были вложены в восстановление храма, позолоту.

И всё-таки за Страстной неделей всегда следует Пасха. Жизнь побеждает. У рашизма, как и предыдущих -измов (нацизма, сталинизма, фашизма) нет шансов.

Фото Константина Люберова

Друзі! Долучайтеся до створення простору порозуміння та єдності)

Наш проєкт — це православний погляд на все, що відбувається навколо Церкви і в Церкві. Відверто і чесно, на засадах взаємоповаги, християнської любові та свободи слова ми говоримо про те, що дійсно хвилює.

Цікаві гості, гострі запитання, ексклюзивні тексти — ми існуватимемо й надалі, якщо ви нас підтримаєте!

Ви донатите — ми працюємо) Разом переможемо!

Картка Приват (Комінко Ю.М.)

Картка Моно (Комінко Ю.М.)

Читати далі: