Девочка-оператор на «Укрпочте» оформляет посылку и попутно беседует с отправительницей. Советует той не ходить на Пасху «в храм московского патриархата». Говорит, в том же ботсаду есть «наш храм» — Выдубицкий монастырь. Идите лучше туда.
А я как раз по дороге в свою «московскую церковь», которая находится в украинском ботсаду, стою в той же очереди.
Подхожу поближе. Говорю, что работаю в «московском патриархате» (девушка-оператор, скорее всего, не знает, что наша Церковь называется УПЦ, поэтому стоит обратиться к ней в терминах, которые ей понятны).
В общем, говорю, я там работаю, поэтому постою послушаю.
Девочка-оператор изменилась в лице. Мы видимся не в первый раз, я на почте часто, мы всегда мило здороваемся, оформили вместе не одну посылку. И всё между нами было хорошо: я люблю «Укрпочту» и всегда довольна работой именно этой девушки. Ей я, видимо, тоже была симпатична. А теперь она в ступоре — я же, оказывается, «московский патриархат».
Во мне ничего не изменилось. Но девушка удивилась, смутилась и испугалась одновременно. Что произошло за эту секунду? Ничего, кроме возникновения на моём лбу ярлыка «московский патриархат».
Девушка, надо отдать должное, быстро взяла себя в руки. Посылку мою она оформила, как всегда, безукоризненно — быстро, правильно, вежливо. Я ей рассказала, что у нас в храме в ботсаду классно. Мы мило поговорили и по-доброму попрощались. Бог помог не плюнуть друг другу в лицо.
Бог точно есть в Церкви «московского патриархата», я в этом убедилась сегодня на почте. И на почте Он есть тоже. И вообще, вездесущ, если человек Его пустит в своё пространство и в свою жизнь.
* * * * * * *
Недавно в «Бабеле» (это известное украинское интернет-издание, которое позиционирует себя как «голос здравого смысла») вышла статья про «московский патриархат». Я это издание раньше очень уважала. Там, судя по всему, работают талантливые профи. Только теперь к ним много вопросов — знают ли они, что такое Церковь? В курсе ли они, кто ходит в храмы? Известно ли этим очевидно неплохим журналистам, моим коллегам, что в храмах — люди, а не просто некая умозрительная институция, «попы», мерседесы, враги?..
Один из их свежих заголовков «Бабеля» такой: «Удивляетесь, что московский патриархат за путина? Для РПЦ это давняя традиция».
Коллеги, чьё издание даже за пределами Украины известно своим этическим кодексом, почему-то занимаются навешиванием ярлыков и шельмованием. Они ведь, прямо говоря, имеют в виду именно мою Церковь, именно УПЦ. Странно со стороны этих неглупых журналистов и редакторов не замечать, не желать знать или намеренно упускать из внимания факт, что Церковь — это люди, это, по факту, целый срез общества, а значит, там есть представители самых разных взглядов и мнений. У нас тут в УПЦ такой калейдоскоп украинцев! Как и в любом другом сообществе — самых разных НАС можно найти и среди католиков, и в клубе, допустим, автолюбителей, и среди фанатов джунгарских хомячков. Как минимум поэтому обобщать некорректно. Некорректно, даже если очень хочется обвинить какую-то группу людей во всех бедах своей страны.
Уважаемый многими «Бабель» обобщил, навесил на целую прослойку своих же сограждан ярлык, придал ему враждебный окрас и превратил свой же заголовок в ложь. Получается, это я за путина, что ли? Или мои церковные коллеги, ведущие информационную оборону против российской же информационной повестки? Или наши прихожане, отдавшие на фронте части тела, психику, жизнь за Украину? Или мои верующие друзья, организовывающие ярмарки в поддержку ВСУ? Или наши батюшки, поотправлявшие сыновей на защиту Украины? Кто именно — за путина?..
* * * * * * * *
Как же правильно сказать, что за каждым ярлыком — люди?
Что эти люди — живые, разные?
Что обобщать — не стоит?
Я не психолог, не философ, не богослов, но я — из тех, кого сейчас называют «московским патриархатом», а ещё журналист, и скажу, как умею (просто потому, что мы здесь, в УПЦ, — не ярлык и не пустота под ярлыком, а живые люди). Так вот.
Есть ли у меня юридическое право уйти в другую православную Церковь? По-видимому, да. Хочу ли я этого? Нет.
Это именно в УПЦ мои ближайшие друзья и супруг.
В УПЦ меня крестили, причащали, венчали.
В УПЦ молились за моих родителей, когда уничтожали Мариуполь, а они были там в осаде. Папа с мамой выжили.
В УПЦ помогли мне прожить самые тяжелые военные месяцы — финансово, жильём, едой, моральной поддержкой.
Это УПЦ по моему первому звонку среди ночи помогала моему раненому другу Диме, который на полуразваленном авто с двумя малолетними детьми бежал из Мариуполя.
Это УПЦ даёт мне сейчас ещё одно образование.
Это УПЦ помогло врачами, когда я сама заболела.
Это здесь я нашла своё профессиональное счастье и реализацию. И много чего и кого ещё.
Это здесь у меня, в конце концов, любимый рабочий кабинет и любимое алоэ на окне. Так и хочется сказать ребятам из «Бабеля»: вы б хоть расспросили кого-то из УПЦ, чесслово, прежде чем о нас что-то писать.
* * * * * * * *
Я всё думала, что же так смущает в их подаче. Даже если не принимать во внимание личную обиду, а просто посмотреть на их «москво-патриархатные» тексты взглядом журналиста и редактора, всё равно ощущается «что-то не то».
И вот что: они пишут обо мне и моей Церкви как о врагах, но зато не стесняются идти за интервью к Карасю. Я слышала, что это его радикальная группировка ответственна за угрозы в адрес, например, монахов, которые стоят в эти дни за Лавру. Мы на «Диалоге» говорили с одним из них, с отцом Нестором. Он упоминал, что читать переписки членов радикальных групп — страшно.
Страшно и мне, если честно.
Зато представителей «С14», кажется, не страшно читать «Бабелю». Потому что не Карася, а НАС редакция очевидно считает вредоносными. А потом мне в лицо это повторяют девочки с почты. Те, которые ещё вчера вообще ничего против меня не имели.
«Бабель» иногда грубо обобщает (как в заголовке про путина), а иногда пишет про мою Церковь горькую правду. И как журналист я сама — за правду. Но вот в чём дело — апостол сказал: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. Это из главы 13 послания ап. Павла к Коринфянам.
Говорят, если твоя правда убивает,
если она разрушает другую правду,
если она ссорит и не несёт конструктив,
если её цель — исключительно шельмование и осмеяние, а не диалог и лечение,
то грош ей цена.
Если же твоя правда – не правда вовсе, а ложь или грубое обобщение; если твои слова — лицемерный ярлык, то будь хорошим журналистом, соблюдай этику, не вводи в заблуждение почтальонов и других мирных сограждан, пиши про людей непредвзято.
Пожалуйста.
* * * * * * *
Я не встречала в УПЦ людей, которые были бы за путина (хотя слышала, что такие есть). И читать такие заголовки, как у «Бабеля», — больно.
Пока мы видим за заголовками, ярлыками, институциями, идеями ЖИВЫХ, РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ, пока мы лелеем человечность, пока помним, что обобщающие формулировки — ничто, а каждая отдельно взятая жизнь, каждая личность, каждая душа — это для Бога ВСЁ,
то мы имеем ещё шанс не потерять любовь,
не плюнуть друг другу в лицо,
не разувериться друг в друге,
не закрыться от жизни за картонными ярлыками,
не поддаться вражде,
любить друг друга
какими есть.
Просто любить друг друга. И Бога. Не идеально, но как умеем.
На фото моего друга из УПЦ Вити Кушнира «московский патриархат поддерживает путина». Ой, нет. Верующие УПЦ в Ионинском монастыре в ботаническом саду города Киева, на ярмарке по сбору средств на рации для ВСУ. Февраль-2023.
Заглавное фото, использованное в оформлении текста, также сделал В. Кушнир.